Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской федерации», утвержденным совместным распоряжением Госкомимущества и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7, содержат состав, порядок разработки, оформления и использования тендерной документации, необходимой для проведения подрядных торгов в Российской Федерации.
1.1.Тендерная документация - это комплект документов, содержащих приглашение к торгам, информацию об объекте, предмете и условиях торгов, инструкцию участникам торгов, предложения их организатора об условиях передачи победителю заказа на выполнение работ, указанных в предмете торгов.
Конкретный состав тендерной документации зависит непосредственно от предмета торгов и определяется тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.
Для разработки тендерной документации могут быть привлечены инженерно-консультационная или проектная организации.
1.2. Настоящими Рекомендациями учитывается, что заказчик на момент разработки тендерной документации обладает необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором или распоряжением органа исполнительной власти.
1.3. Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов на:
реализацию крупных целевых инвестиционных программ, проектов застройки жилых районов, градостроительных комплексов и промышленных зон;
строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»;
выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ»;
управление проектом, консультирование, надзор;
любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими экономически обоснованными видами работ и услуг, которые с точки зрения заказчика целесообразно выставить на торги.
1.4. В настоящих Рекомендациях изложен порядок разработки и оформления тендерной документации.
При подготовке тендерной документации для проведения торгов можно опускать отдельные положения и требования или включать дополнительные, не противоречащие Положению о подрядных торгах в Российской Федерации.
1.5. Тендерный комитет организует распространение тендерной документации, дает необходимые разъяснения по ней, решает вопрос изменения этой документации и процедур ее рассмотрения.
1.6. Тендерная документация составляется таким образом, чтобы все участники понимали содержащуюся в ней информацию одинаково. При описании работ должны употребляться общепринятые обозначения. При необходимости введения новых терминов в тендерной документации приводятся их определения.
1.7. Требования, включаемые в тендерную документацию, должны быть одинаковыми для всех без исключения оферентов.
1.9. Разработка тендерной документации оплачивается заказчиком (инвестором):
по вновь начинаемым стройкам - за счет средств, предусматриваемых по целевому назначению в сводных сметных расчетах (сводных расчетах) стоимости строительства по гл. 12 «Проектные и изыскательские работы»;
по незавершенному строительству при отсутствии подрядчика - за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, имеющегося в распоряжении заказчика, а также экономии лимита по другим статьям сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства, образованного в результате его пересмотра.
При проведении торгов на проектные инженерно-изыскательские работы и отсутствии сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства финансирование может осуществляться за счет целевых средств, предусмотренных в федеральной или региональной программе проектирования, с последующим отнесением затрат в счет разработки предпроектной или проектно-сметной документации соответствующей стройки.
1.10. Тендерная документация передается претендентам, как правило, за плату, в комплекте, по их официальному запросу. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяются тендерным комитетом и сообщаются претендентам в приглашении для участия в торгах или в объявлении о проведении торгов, опубликованном в печати. При этом цена на тендерную документацию устанавливается в зависимости от окупаемости затрат на ее разработку и распространение, проведения анализа предложений оферентов, подведения итогов конкурса и определения победителя.
В отдельных случаях тендерная документация может передаваться претендентам бесплатно или по цене затрат на ее размножение.
2. СОСТАВ ТЕНДЕРНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
2.1. Тендерная документация состоит, как правило, из следующих основных документов и разделов:
приглашения для участия в торгах;
общих сведений об объекте и предмете торгов,
проектной документации (техническая часть);
инструкции оферентам;
формы заявки претендента на участие в торгах;
условий и порядка проведения торгов;
проекта контракта.
2.2. Конкретный состав, порядок, формы представления информации и другие условия подготовки тендерной документации уточняются тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов.
2.3. Приглашение для участников торгов является составной частью тендерной документации.
3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ
В разделе «Общие сведения об объекте и предмете торгов» приводятся следующие данные:
наименование, адрес, описание размещения объекта торгов;
общее описание предмета торгов с обозначением главных количественных параметров с указанием освоенных и предстоящих объемов работ (для незавершенных объектов);
даты и сроки выполнения работ;
наименование заказчика, организатора торгов;
условия и порядок посещения строительной площадки;
другие общие сведения, характеризующие предмет торгов.
4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В этот раздел при проведении подрядных торгов на строительство зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ» включаются:
пояснительная записка с обоснованием намечаемого строительства, его основных технико-экономических показателей и характеристик продукции;
генеральный план, опорные и ситуационные планы, схемы инженерных сетей;
основные положения, характеризующие архитектурно-строительные, принципиальные конструктивные и технологические решения зданий и сооружений, инженерное обеспечение объекта торгов;
укрупненные показатели (объемные и по площадям) по зданиям и сооружениям и видам работ объекта торгов;
основные положения по организации строительства, сроки строительства объекта торгов;
особые технические условия на объект торгов;
информация о действующих нормах, правилах, государственных стандартах и инструкциях, системах измерений;
другие данные, характеризующие объект строительства или предмет торгов.
5. ИНСТРУКЦИЯ ОФЕРЕНТАМ
В этом разделе тендерный комитет в зависимости от предмета торгов определяет состав, содержание и формы представления информации. Приведенные в приложениях настоящих Рекомендаций формы представления не приведены в полном объеме и даны в виде иллюстраций.
Претендент, решивший принять участие в торгах, представляет в тендерный комитет следующие документы:
заявку на участие в подрядных торгах, в которой сообщается решение претендента об участии в торгах на условиях, приведенных в тендерной документации, или приводятся альтернативные предложения. В заявке указывается наименование, юридический адрес и банковские реквизиты претендента. Заявка подписывается руководителем, уполномоченным заключить контракт, и скрепляется печатью;
копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка, и временное поручительство в форме гарантии банка;
справку о заключенных за последние 12 мес. контрактах с указанием основных условий контрактов с перечнем субподрядчиков, иностранных партнеров (если они имеются);
оферту, разработанную в соответствии с настоящей инструкцией, которая состоит из следующих частей:
При консорциуме эти же сведения предоставляет каждая партнерская фирма, если они имеются, а также перечень субподрядчиков.
* Если торги проводились с предварительной квалификацией, то пункт 5.1 можно опустить.
* При расхождении между ценой за единицу и суммой цен по данной группе, например, предпочтение отдается цене, предусмотренной соответствующей позицией.
5.1. Общие сведения об объекте, которые включают*:
полное наименование организации (претендента) и его реквизиты, адрес, телефон, телефакс и др.;
перечень офисных и производственных помещений;
профилирующее направление деятельности;
заверенные копии регистрационных и уставных документов;
прежнее название организации, если оно менялось и когда;
лицензии на определенные виды деятельности;
структуру организации (фирмы), наличие филиалов и дочерних фирм;
годовой объем за последние три года аналогичных работ, являющихся предметом торгов, в этом числе объем работ, выполненных собственными силами. По требованию тендерного комитета объем выполненных работ может исчисляться как в рублях, так и в иностранной валюте;
банковские реквизиты;
данные по составу и квалификации технического и производственного персонала за последние три года. По основным категориям персонала надлежит указывать среднестатистические показатели за год;
число административно-управленческого персонала, анкетные данные руководителей и основных должностных лиц;
перечень оборудования для выполнения рассматриваемых работ, например, для выполнения общестроительных и вспомогательных работ, оборудования для производства дорожных работ и прокладки инженерных сетей, перечень транспортных средств с указанием их назначения и грузоподъемности и т.п.;
данные о финансовом положении, в том числе баланс, расчет прибылей за последние три года. В случае необходимости претендент должен представить дополнительные подробные данные по балансу за этот промежуток времени;
сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банка;
сведения о судебных арбитражных процессах, на которых он (претендент) выступает (выступал) как обвиняемая сторона, а предметом иска является нарушение обязательств относительно качества, сроков либо финансовых затруднений;
опыт и стаж работы претендента в области, определяемой предметом торгов. Ему следует указать введенные объекты, сопоставимые по виду и объему;
фотографии, книги, брошюры, статьи, справочные материалы отзывы заказчиков и другие документальные свидетельства, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить предложенные на торгах работы.
5.2. Требования к содержанию оферты, которые включают:
цены на строительную продукцию или предмет торга, условия и порядок пересмотра этих цен;
условия, виды и методы внесения платежей в зависимости от уровня цен, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования, условия кредитования работ;
сроки действия оферты, условия и порядок прекращения и продления ее действия и др.;
условия, при которых оференту предоставляется возможность представить альтернативные предложения;
условия, при которых возможно отклонение предложений участников торгов или прекращение торгов.
указание о количестве экземпляров оферты, направляемых в адрес тендерного комитета (при расхождениях информации в оригинале предложения и его копиях предпочтение отдается тексту оригинала);
адрес для связи с представителем тендерного комитета, у которого можно получить информацию относительно неясностей в тендерной документации и условий проведения торгов;
оформление оферт, требования к визированию поправок и исправлений;
указание о строгом соответствии графам в оферте представленных или впечатанных цен на отдельные виды работ или предмет торгов;
подход тендерного комитета к возможным арифметическим ошибкам в ценах предложения*, указание о представлении стоимостных показателей в соответствующей валюте:
требования к оформлению подписей лиц, заверяющих подлинность предложения;
указание о способе представления оферт (лично, под расписку, заказной почтой и т.п.);
требования к упаковке предложений (оферт);
описание процедуры вскрытия конвертов с офертами и срок определения победителей торгов;
указание о способе уведомления победителя торгов;
рекомендации по составу и правилам предоставления пояснительной записки;
отзыв оферты.
схемы и графики производства работ;
графики поставки строительной техники и технологического оборудования;
календарные планы выполнения работ;
состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов, строительных машин;
перечень привлекаемых субподрядных и транспортных организаций;
режим рабочего времени, подготовки кадров;
обеспечения работающих жильем и объектами социальной инфраструктуры;
предложения по охране окружающей среды, технике безопасности.
информация о налогах, тарифах, сборах, штрафах, акцизах, таможенных пошлинах, транспортных, страховых и инспекционных расходах, условиях и порядке перевода средств (в том числе за границу) и другая коммерческая информация;
информация об ограничениях, введенных законодательными и исполнительными органами, собственниками земли и недвижимости.
размер, порядок внесения и срок возврата денежных задатков, гарантирующих безотзывность предложения участника торгов в течение оговоренного периода времени, гарантия конфиденциальности любой документации, составляемой в рамках проводимых торгов.
5.3. Правила оформления и предоставление материалов оферты, которые включают:
5.4. Требования к организации работ и управлению проектом, которые включают:
5.5. В коммерческую часть оферты включены показатели, необходимые оферентам для оценки стоимости и возможности выполнения представленных на торги работ:
6. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
6.1. В этот раздел включаются следующие положения:
ссылка на законодательство и соглашения, юрисдикция которых распространяется на проведение торгов, в том числе ссылка на Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, а также ссылке на законодательство, которое распространяется на выполнение контракта;
дата и место вскрытия конвертов с офертами и сведения о том, будет ли этот процесс открытым;
основные критерии оценки и предложения оферента:
минимальная цена выполнения подряда, определенная с учетом текущих цен, а также условия расчетов, предлагаемые претендентом;
срок выполнения подряда;
технические возможности претендента и гарантии качества выполняемых работ;
деловая репутация претендента, устойчивые долгосрочные контракты, возможность привлечения квалифицированных субподрядчиков и надежных поставщиков;
обеспечение требований по охране окружающей среды;
другие коммерческие, технические и организационные требования.
методика выбора победителя, порядок утверждения результатов торгов;
условия и порядок внесения второго задатка;
уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов (контракт или протокол о проведении дальнейших переговоров и контракт);
предупреждение о неприятии на себя обязательства мотивировать и объяснить причины отклонения оферт;
порядок извещения оферентов о результатах торгов.
одной из форм извещения оферентов о победителе торгов может быть направление оферентам копии протокола заседания тендерного комитета;
порядок проведения переговоров с победителем торгов.
7. ПРОЕКТ КОНТРАКТА МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ПОБЕДИТЕЛЕМ ТОРГОВ
7.1. Одним из важнейших документов тендерной документации является проект контракта между заказчиком (инвестором) и победителем торгов.
7.2. При подготовке проекта контракта рекомендуется пользоваться Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 812 и Руководством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, одобренным Минстроем России 27 мая 1992 г.
7.3. Информация, необходимая для подготовки проекта контракта (предмет контракта, сроки выполнения работ, порядок и условия расчетов и платежей, обязательства сторон, сведения о производстве и приемке работ, условия и порядок расторжения контракта и др.), содержится в соответствующих разделах тендерной документации.
В проекте контракта может быть указана стартовая цена предмета торгов, предлагаемая заказчиком и определенная в соответствии с Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, (письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-349), а на строительство, осуществляемое с участием иностранных фирм, - в соответствии с Порядком определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм.
В раздел «Особые условия» могут включаться другие положения и требования заказчика, которые необходимы для учета специфики предмета торгов, но не противоречащие действующему законодательству.